За багато років дослідники так і не дійшли єдиної думки про те, що ж являє собою хасидизм і як до нього слід ставитися.
Фото з сайту http://www.hrono.ru/biograf/bio_t/tolmachev_in.html
Толмачев Іван Миколайович (5.01.1863 – 1929), генерал-лейтенант, Одеський градоначальник, заступник Чорної сотні в Одесі, автор наукової праці «Cтатистическое обозрение» 1897р., присвяченої військово-стратегічному опису Полісся хасидизм описує так: „Хассиды (называемые народом скакунчиками) разделяются на массу групп, или сект, во главе которых стоятъ цадики, чуть не обожаемые своими последователями; каждый изъ нихъ строго соблюдает, территоріальныя границы своихъ владаній».
Як стверджує «Статистическое обозрение» «Хассидизмъ возникъ въ средин XVIII века. Все евреи преданы боліє наружной обрядности, чемь внутреннему религіозному чувству, выражая свою набожность безконечнымъ чтеніемъ назидательных и молитвенныхъ книгъ. Основная идея хассидизма всебоженіе (везде Богъ), вліяніе человіка на вышіе міры; отсюда, какъ следствія – необходимость во время молитвы общенія съ Богомъ, экстазъ съ потерей самочувствія, стремленіе отрішиться на это время отъ всего земного; такъ какъ идеалъ веры столь высокъ, что недоступенъ для массы, то пришлось допустить, что некоторые избранные люди (цадики) настолько совершенны, что ихъ молитва можетъ искупить недостатки массъ. Отсюда явилась безграничная вера въ цадиковъ, являющихся потомками основателя хассидизма (Бешта изъ Межибужья) или первыхъ цадиковъ.
Толмачев И.Н. Юго-Западный край. Статистическое обозрение. К., 1897. Т.1: Восточное Полесье. С. 193-194.
Эти-то хассиды називають остальныхъ евреевъ миснагдимами (т. е. противниками хассидовъ); разобщенность обеихь партій не столь давно была такъ велика, что въ делахь веры они питали другъ къ другу сильное отвращеніе (ныне вражда почти затихла).
Въ настоящее время, впрочемъ, евреи Юго-Западнаго края не називають себя „хассидами" или „гуситами"; все евреи разділяются ими на слідующіе классы: „аристократы" - позволяющіе себе различныя мелкыя уклонения от талмуда, редко посещающіе синагогу; просто "еврейчики", - вся масса евреев, грамотных, знакомых с еврейским законом (получивших образованіе в школах, "хедерах"), и "хассиды" - неграмотные, необразованные, не читавшіе талмуда и Библіи, населяющіе глухія местности края; к последним остальная масса евреев относится свысока, пренебрежительно, третирует их за невежество, хотя по своему религіозному фанатическому воспитанію, основанному исключительно на талмуде, - масса эта ничуть не выше "хассидов".
Талмуд - это собрание толкованій Св. Преданія и поученій наиболее чтимых раввинов; в религіи евреевъ талмудъ значить гораздо больше, чъмъ Св.Предание; вернее сказать, в нем заключается вся их религія и им же определяются міровозреніе, нравы, обычаи евреев.
Ученіе талмуда не только высоко - безнравственно, но прямо таки вредно въ политическомъ и соціальномъ отношеніяхъ. Не вдаваясь въ подробный разборъ этого ученія, заметимъ лишь, что талмудъ внушаетъ вражду ко всемъ не-евреямъ, и на первомъ плане къ христіанамъ; обманъ, присвоеніе потерянной христіаниномь вещи, даже воровство – допускаются, ибо заповедь „не укради" означаетъ не обворовывать человека, а христіане (гои) души не имеютъ. При тяжбе съ неевреемъ талмудъ предписываетъ употреблять все средства, чтобы ее выиграть; давать въ долгъ деньги гоямъ безъ процентовъ запрещается, такъ какъ конечная цель евреевъ – пріобрітеніе власти надъ всемъ міромь, какимъ-бы то ни было способомъ.
Въ этихъ видахъ талмудъ предписываетъ евреямъ особенно заботиться о размножении; наставленію супругамъ отведено въ этой книге почетное место. Браки допускаются самые ранніе; вполне созревшим считается еврей, достигшій 13-ти лет него возроста. Холостые преследуются насмешками и презреніем; еще большим презрением пользуются безплодныя женщины».
Вивчення та узагальнення праці Толмачева дає підстави стверджувати, що більш ніж за століття після «Статистического обозрения» не змінилися ні самі хасиди, ні їхні погляди, ні відношення корінного населення до нащадків «Бешта изъ Межибужья».
Духовний лідер хасидів заповідав своїм учням на кожен Новий рік приїжджати до нього на могилу. Богомольці вважають, що цадик не помер, а спить і чекає свого часу. Хасиди з усього світу з’їхалися святкувати Рош-га-Шан в місто Умань.
Святкування триває два дні. Хасиди надягають білий одяг, читають Тору. «…Во время молитвы таращатъ и вывертываютъ глаза, бьютъ себя въ грудь, потрясають кулаками, ревутъ, воютъ, визжать…», співають, танцюють та п’ють кошерне вино.
"…Неграмотные, необразованные, населяющіе глухія местности края…» хасиди залишили після себе величезні купи сміття.
|